Родители начинают задумываться о профессиональной помощи для своих детей, когда их поведение меняется.  Дети начинают  вести себя агрессивно, плохо учатся или, наоборот, – замыкаются в себе и не реагируют на попытки родителей наладить контакт. Случаются и другие жизненные ситуации: дети становятся свидетелями развода родителей; семья переезжает  в другую квартиру или в другой город; переживают болезни или жестокое обращение. Все это – симптомы определенных проблем.   Поначалу они могут показаться незначительными. А в итоге – вырасти, как снежный ком.

Чаще всего у детей существует две проблемы. Проблема  номер один – неумение устанавливать полноценный контакт с родителями, учителями и сверстниками. Вторая проблема – слабое ощущение своего «Я».  Обе  — тесно связаны между собой.

Для формирования самоощущения, для установления полноценного контакта с миром, человеку необходимо овладеть определенными функциями.   Ребенок учиться видеть, слушать, осязать, ощущать вкус  и запах, двигаться, выражать свои чувства, идеи и мысли; проявляет любопытство.

Ощущения малыша – полноценны.  Он часто и пристально разглядывает свои игрушки, пробует их на вкус, настораживается  громким звукам, удивляется тому, как звучит погремушка.  Он максимально использует свое тело: постоянно двигается, активно ползает, лазит и ходит. И с самого рождения выражает свои эмоции. Ребенок улыбается, когда видит маму, и кривится, когда у него что-то забирают. Со временем близкие понимают малышей все лучше, точно узнают, когда двухлетний малыш испуган, грустит, сердиться или радуется.  Маленькие дети не скрывают своих эмоций, но учатся этому позже.

Со всеми детьми, с одними чаще, с другими реже – случается что-то, что мешает нормальному развитию. Ощущения притупляются, физическая активность ограничивается, эмоции блокируются, а интеллект не спешит проявлять себя. Дети с эмоциональными нарушениями, вызванными перенесенной  психологической травмой или другими причинами, стараются отдалиться от окружающего мира, замораживают чувства  и скрывают мысли. В итоге ребенок не может полноценно общаться, его личность не развивается. Реакция чад на новые обстоятельства может озадачить родителей.

Причины такого ступора  не всегда очевидны. Травма не всегда видна. Каждый возраст имеет свои подводные камни, которые заставляют детей блокировать чувства.

Хочу предложить Вам рассмотреть возрастные периоды и связанные с ними проблемы развития:

- Слияние/борьба за самость. Когда малыш появляется на свет,  он очень тесно связан со своей мамой. Через ее прикосновения, голос, взгляды ребенок приобретает самоощущение. Для ребенка это очень важно, но важно и обратное – от мамы отделиться. Он изо всех сил может стремиться стать самостоятельным, но для этого ему нужно чувствовать единение с родителями. Попытки и желания отделиться — вспыхивают и затихают, но никогда не прекращаются. Первый острый период борьбы за самость наступает у детей в три года (фразы «я сам» и «я не буду»). Второй напряженный период – подростковый возраст.

Эгоцентричность.  Ребенок до 10 лет не способен понимать опыт отдельности.  Ему кажется, что все воспринимают окружающий мир так же, как он сам. А мнение, не схожее с собственным — приводит в сильное замешательство.  Эмоциональная  эгоцентричность может  сохраниться и в зрелом возрасте. Если ребенок винит себя во всех своих и чужих  бедах (разводе родителей, у мамы болит голова, папа сердится), то, повзрослев, при травмирующих ситуациях, будет склонен винить только себя («что же я наделал!», «это я во всем виноват!»). Сильное чувство вины и невозможность взглянуть на ситуацию с другой стороны заставляют  его замыкаться  и переживать все эмоции наедине с собой.

- Интроекты.  Интроект — это услышанное человеком мнение о нем самом, которое становиться частью его внутреннего мира.  Ребенок верит всему, что слышит о себе, даже если жизнь свидетельствует обратное. Иногда родители могут сказать «какой же ты у меня неловкий» или «ты такой неуклюжий». Такие фразы могут надолго остаться в памяти, более того,  их можно пронести через всю жизнь. Фраза «ты лучший мальчик на свете» тоже может нести в себе опасность. Ведь ребенок, которого раньше называли «плохим», уже усвоил – лучшим он быть не может. После похвалы он может чувствовать себя обманщиком, так как считает, что не заслужил ее.

- Удовлетворение потребностей. Самая важная потребность ребенка — любовь и поддержка. И малыш совершит все, чтобы получить необходимое – даже если не знает, что нужно делать. Часто для этого он выбирает не самые подходящие способы, которые впоследствии и приводят его на терапию. Свидетельством о неудовлетворенных потребностях могут стать вранье или воровство.

- Саморегуляция организма.  Четырехлетний мальчик злится на папу, а тот, в свою очередь, злится на ребенка и просит его успокоиться и не надоедать. Так малыш уясняет, что нельзя показывать свой гнев – за это его могут наказать. Однако организм все равно всеми способами пытается выразить скрытое чувство. Проявляется это в соматике: частые головные боли, больной желудок, иногда потеря контроля над мочевым пузырем или кишечником.

- Правила. Родители всегда устанавливают правила для своих детей. Это естественно, правила необходимы для безопасности и здоровья ребенка. Но очень важно, каким именно образом это делается.

- Культурные ожидания. Дети стараются отвечать тем требованиям и соблюдать те обычаи, установлены в той конкретной группе, где они живут. При смене среды – переезде, переходе в другую школу – могут возникнуть проблемы.

Эти причины приводят детей в терапию. Психолог понимает: его маленький клиент имеет право полноценно пользоваться своими чувствами, телом, разумом, открыто выражать эмоции. Но ребенок, в определенный момент,  теряет возможность этим правом воспользоваться. Задача терапевта – помочь ребенку восстановить утраченное.

Путем творческих и экспрессивных  методов мы прокладываем тропы к внутреннему миру ребенка и помогаем ему выразить тайные переживания, для которых порой не достаточно слов.

Анастасия Бастракова

Добавить комментарий

Вам надо войти, чтобы написать комментарий.

  • Мой поиск