Вас наказывали в детстве? После этого вопроса у большинства читателей в памяти всплывают самые обидные, нечестные, возможно, даже болезненные сцены своих детских наказаний.  Это могло быть и стояние в углу, и отказ в покупке чего-либо или просто строгое и высокомерное молчание родителей…  Но, согласитесь, что это молчание могло быть в сто раз хуже, чем стояние в углу! И запоминается такое, порой, на всю жизнь. А потом, когда мы растим своих детей, мы говорим себе: « Я не буду вести себя так, как со мной поступали мои родители!» Но проходит время и Вы кричите на свое чадо, ставите его в угол, шлепаете по «мягкому» месту…

Эта статья Вам поможет понять — что же Вы делаете не так.

Ситуация наказания  — это то, с чем рано или поздно сталкивается каждый родитель.  Эта тема тесно связана с вопросом о правилах  в семье, с которым Вы познакомились в предыдущей статье.

Итак, Ваш ребенок совершил проступок.

В первую очередь, сконцентрируйтесь на своих эмоциях, подумайте о том, что конкретно Вы чувствуете… А потом постарайтесь «приглушить» звук своих эмоций, что бы в общении с ребёнком, они не брали над Вами верх.

Следующий Ваш шаг — скажите ребёнку о своих чувствах по отношению к его поступку. Это важно! Ведь Вы своим примером учите ребёнка различать и сканировать Ваши эмоции и его собственные эмоции.

Говоря о наказании, в первую очередь, нужно придерживаться нескольких основных правил, которые помогают   Вашему ребенку менее болезненно и более действенно проходить через этот опыт.

Итак, Уважаемый Родитель, в ситуации, когда совершённый проступок требует наказания, помните:

1)Наказание не должно унижать ребенка. Помните, что Ваш ребёнок- это личность, которую следует принимать и уважать.

2) Наказывать и ругать ребёнка нужно только наедине.

Нельзя наказывать в присутствии других людей (даже если эти люди — ваши ближайшие друзья или родственники). Этот пункт напрямую связан с первым нашим правилом.

Когда ребёнок сделал какой-то проступок на улице, в гостях, в садике, в школе, нужно отвести его в сторону от людей и сделать замечание. Таким образом, Вы поступаете уважительно по отношению к ребёнку и, в тоже время, даёте понять, что его действие было неверным.

3) Лучшее наказание -  лишение привилегий, но не всех одновременно.

Важно, что бы ребёнок понимал, что наличие привилегий напрямую связано с тем, как он себя ведёт. За то, что ребёнок вытащил у мамы из сумки помаду и разрисовал ею любимый папин костюм, следует лишить, допустим, просмотра мультфильмов на чётко определённый промежуток времени, а не лишать ребёнка игры с друзьями, просмотра мультика, игры в компьютер  и всего остального.

4) Наказание должно следовать сразу за проступком.

Не стоит возвращаться к вопросу наказания через пол — дня после его совершения. У ребёнка уже произойдёт много других событий и открытий. Ему трудно будет связать наказание с тем, что он сделал когда-то, давно-давно, утром. Помните, детское ощущение времени отличается от взрослого.

5)Ребёнок должен понимать, за что конкретно его наказали.

Это важно для того, что бы, во –первых, у ребёнка формировалось понимание причинно-следственной связи своих поступков, а, во-вторых, это помогает в дальнейшем ребенку знать, что точно нельзя делать.

Данное правило кажется простым, но это не совсем так. Сложность возникает в тот момент, когда Вам, как родителю, нужно объяснить за какое конкретное действие Вы наказываете и почему этого нельзя делать.

 

Будьте чуткими и внимательными к себе и своему ребенку! Помните, если Вам не удаётся решить какой-то вопрос, Вы всегда можете обратиться за помощью к специалисту!

Я и психологический центр MELIORA всегда рады Вам помочь!

 

Анна Савченко

Комментарии закрыты.

  • Мой поиск