Зачем подростку нужен психолог.

Подростковый период один из самых непростых периодов в жизни — это может сказать практически любой, кто, в свое время, был подростком. Множественные, достаточно стремительные изменения: телесные, психические, отношенческие создают дополнительное напряжение, конфликты и дискомфорт для личности подростка.  Помимо решения конкретных проблем и трудностей, подростки  хотят узнать себя, свой внутренний мир, свои возможности, разобраться со своими желаниями. Поэтому многим подросткам интересны психологические знания, тесты, эксперименты.

На консультации у психолога сами подростки  говорят о том, что у них часто возникает необходимость поговорить с “нейтральным человеком” (родители, школа, сверстники к таковому не относятся). И лучше будет, чтобы таким «нейтральным человеком» оказался специалист (психолог).

Психологическую помощь подросткам можно разделить на два вида:

Консультация подростка – это, как правило, 2- 5 встреч длительностью час-полтора для решения конкретного запроса или проблемы. Проблемы могут быть как  из внешнего так и внутреннего мира подростка: конкретная ситуация в школе, с родителями, со сверстниками, поведение доставляющее дискомфорт, трудности адаптации в коллективе, последствия перенесенного стресса и т.д.

Консультативный формат предполагает следующие этапы:

  1. Диагностика — на этом этапе подросток рассказывает о существующей проблеме, о себе, психолог задает уточняющие вопросы, которые помогают определить и оговорить объем, методы и сроки работы. Формируется контакт психолога и подростка, понимание того, может ли подросток доверять конкретно этому психологу и готов ли работать с ним.
  2. Работа с проблемой — на данном этапе происходит непосредственная работа со сформированным запросом и поиск ресурсов для его решения.
  3. Интеграция — важный этап консультирования, поскольку на нем происходит усвоение нового опыта, осознаний, полученных в ходе психологической работы. Этот этап необходим, чтобы помимо решения конкретной проблемы произошло психическое развитие, рост личности и подобные ситуации стали менее проблематичными для подростка в будущем.

Только при последовательном прохождении всех этих этапов, а также совместной работы психолога и подростка можно говорить о целостности консультативной работы и ее успешности.

Психотерапия подростка — это более длительная форма работы, нежели консультирование. Психотерапия состоит из 10, 30 и более встреч, и отличается фокусом работы. Если при консультировании в работе уделяется внимание решению конкретного запроса, то при терапии упор делается на более системный анализ личностной и жизненной ситуации подростка. Психотерапия — это своеобразный проект развития, в ходе которого есть возможность решить как актуальные проблемы, так и целостно взглянуть и переосмыслить свой характер, ресурсные стороны, лучше и глубже понимать себя, свои желания, способы построения отношений, чтобы в дальнейшем более грамотно и с большим удовлетворением строить свою жизнь и отношения.

Это не означает, что формат психотерапии лучше, чем консультирование. На разных жизненных этапах у всех существуют разные актуальные потребности, временные ресурсы или готовность. Формат работы подбирается в ходе первых консультаций со специалистом и у клиента всегда есть право выбора наиболее подходящего для него.

Участие родителей в консультировании подростка.

Очень часто в терапии подростка родители, оба или один, хотят принимать активное участие. Более того, бывает, что родители непосредственно выступают инициаторами терапии подростка. Важным моментом в такой ситуации является прояснение формата работы, готовность и желание самого подростка работать с психологом. Если желание прийти к психологу исключительно родительское — это повод для личной консультации родителя. «Таблетки должен пить тот, у кого болит голова».

Если все же желание консультаций присутствует и у подростка, и у родителей, то приемлемым и эффективным является формат, когда ведется работа с подростком и каждую четвертую или пятую встречу происходит совместная консультация подростка и одного из родителей. Чем младше подросток, например 11-13 лет, тем предпочтительней именно такой (с участием родителей) формат консультирования.

Наши психологи:

Анастасия Бастракова

Анна Савченко

Анна Покровская

Александра Ганкевич

Елена Сергеева

 

  • Мой поиск